С развитием естествознания на первый план выходят проблемы познания мира, которые рассматриваются в разделе философии, названном гносеологией.
Познание - это духовная деятельность,
направленная на приобретение и развитие
знания.
Познание мира - это задача не только философии, но и всех других наук. Философия разрабатывает общую теорию познавательного процесса и его закономерности. Гносеология как раздел философии делает предметом своего исследования само знание.
Познание есть процесс, знание – это результат познавательных усилий человека.
Суть познания – выработка правильного, адекватного воспроизведения действительности в голове человека, без которого невозможна реальная ориентация человека в мире и продуктивное преобразование этого мира. Знание как результат познавательной деятельности представляет собой определенным образом организованную информацию о мире. В целом познание можно определить как социально-опосредованную, исторически развивающуюся деятельность отражения действительности.
Одним из важнейших вопросов теории гносеологии является вопрос: познаваем ли мир? В решении данного вопроса в истории философской мысли традиционно выделяют следующие основные позиции: скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.
- Агностицизм
- Отрицает полностью или частично возможность познания мира
- Познание не дает достоверных сведений о мире
- Скептицизм
- Не отрицает принципиальную возможность познания мира
- Выражает сомнение в том, что знания носят достоверный характер
- Оптимизм
- Отрицает принципиальную познаваемость мира
- Утверждает принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире
Чувственное ( наглядность и предметность; воспроизведение внешних сторон и свойства объекта; осуществляется зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом; непосредственность)
Формы чувственного познания:
- Ощущение (отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета).
- Восприятие (комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета).
- Представление (образ предмета, существующий в психике, при отсутствия воздействия предмета на органы чувств).
Эмпирики признают чувственный опыт источником знаний.
Рациональный ( абстрактность и обобщенность, воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений, способ отражения действительности, который осуществляется посредством мышления)
Формы рационального познания:
- Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола - его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);
- Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;
- Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений - посылок выводится другое, заключительное суждение - вывод.
Рационалисты - чувственный опыт не может служить надежным источником знаний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий